понедельник, май 20
20 / 5 / 2024
Томас Де Ваал: 44-дневная война 2020 года изменила ситуацию в регионе

Томас Де Ваал: 44-дневная война 2020 года изменила ситуацию в регионе

44-дневная война 2020 года изменила ситуацию в регионе, считает эксперт Европейского центра Карнеги Томас Де Ваал.

«Турция оказала полную военную поддержку Азербайджану, что имело решающее значение для победы над армянами. Российские миротворцы были размещены в Нагорном Карабахе. Формат ОБСЕ рухнул, и Запад оказался на обочине.

В этом контексте конфликт вмешался в более широкую ближневосточную динамику. Иран начал более тесно поддерживать Армению, поскольку был обеспокоен тем, что Азербайджан и Турция полностью возьмут под контроль ее северную границу. Израиль теперь поддерживает Азербайджан, возможно, из-за иранского фактора. Кроме того, Пакистан поставляет оружие в Азербайджан, а Индия – в Армению».

По его словам, Азербайджан всегда умел лавировать между Россией и Западом, говоря каждому, что он является полезным партнером – очевидно, по разным причинам. «Самым наглым было, что президент Азербайджана Ильхам Алиев, очевидно, перед тем, как приступить к делу, заверял западных партнеров, в том числе госсекретаря США Энтони Блинкена и президента Европейского совета Шарля Мишеля, в том, что он не будет применять силу и все равно сделал это. Очевидно, это была побочная сделка с Москвой. Российские миротворцы отступили, Москва не осудила нападение, а Азербайджан быстро одолел Нагорный Карабах. Затем русские вмешались в переговоры о прекращении огня, что фактически означало полную капитуляцию армянской стороны на этой территории. Для азербайджанской стороны это была сокрушительная победа. Но им придется нести последствия резкого поворота от Запада в сторону России.

Следующий вопрос – это сама Армения. Россияне практически открыто призывают к смещению премьер-министра Никола Пашиняна за его слишком прозападную позицию. Азербайджан, Россия и Турция, судя по всему, имеют совместную программу по принуждению Армении принять их условия по автомобильному и железнодорожному маршруту через территорию Армении до азербайджанского эксклава Нахиджеван с минимальным контролем со стороны Армении и охраной российских пограничников. Если Армения не согласится на это, будут завуалированные угрозы применения силы. Это следующий потенциальный рубеж конфликта, с которым придется иметь дело западным правительствам. Внезапно Западу выпало стать последним защитником Армении, а Иран, по иронии судьбы, является резервным игроком».

Он отметил, что  слишком многие люди смотрят на этот регион через призму России или Ирана. «В их число входил Джон Болтон, который какое-то время был советником президента Дональда Трампа по национальной безопасности, и пытался сосредоточить свое посредничество в конфликте только на Иране. Азербайджанцы использовали это в своих целях и в свое время привлекли на свою сторону многих неоконсерваторов. Но я думаю, что в Баку есть рассудительные люди, которые знают, что дестабилизация Ирана может быть опасной и что у иранцев есть свои рычаги дестабилизации в Азербайджане, например, шиитские священнослужители или некоторые представители талышского меньшинства».

По его словам,  Армения еще долго будет находиться в смятении. «Потеря Нагорного Карабаха является самым большим поражением и травмой для армян со времен захвата Карса турками в 1920 году. Вероятно, это нечто большее. Как я уже сказал, будет много людей, пытающихся избавиться от Пашиняна. Надеюсь, это будет время единения, а не братоубийственных взаимных обвинений».

Этот текст доступен на Հայերեն
  • Поделиться: