пятница, март 29
29 / 3 / 2024
Сегодня разблокирование дорог и коммуникаций полностью отвечает лишь интересам Азербайджана и Турции: экономист

Сегодня разблокирование дорог и коммуникаций полностью отвечает лишь интересам Азербайджана и Турции: экономист

Очевидно, что экономические аспекты процессов урегулирования армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений необходимо рассмотреть не отдельно, а вместе. При этом важно обратить внимание как на внутренние экономические интересы каждой страны, так и на общие угрозы экономической безопасности в регионе в целом. Такое мнение во время «мозгвого штурма» на тему «Процесс урегулирования армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений: новые возможности и/или новые угрозы и вызовы» выразил руководитель исследовательского центра «Альтернатива», член Евразийского экспертного клуба Татул Манасерян.

«Первый пункт нашей повестки – это разблокировка коммуникаций с Турцией и с Азербайджаном. Она, конечно, неизбежна как и неизбежна экономическая экспансия не только в сельском хозяйстве Армении, но и в промышленности. Иначе говоря, надо задуматься о том, грозит ли Армении некая «аджаризация»?

На наш взгляд, на данном этапе общественность Армении не готова к полной деблокаде всех типов коммуникаций с Турцией, поскольку есть проблема с доверием.  Сама Турция, напомним, в свое время грубо нарушила взятые на себя обязательства в рамках «футбольной дипломатии» и отказалась ратифицировать подписанные в Цюрихе протоколы»,- отметил эксперт.

По его словам, если Турция на самом деле заинтересована в налаживании связей, она, к примеру, может посодействовать в открытии внутренних коммуникаций на оккупированных территориях. «Анкаре следует также соблюдать принципы, заложенные в конвенциях, ей же ратифицированных по части стран, не имеющих выхода к морю. При их соблюдении Турция обязана обеспечить Армении выход к морю, причем бесплатно, что не делается»,- заметил эксперт.

Что касается конкретно экономических аспектов налаживания отношений с Турцией, то они, по мнению Манасеряна, в настоящее время для Армении выглядят не столь радужными.  «Конкурентоспособность турецкой экономики на голову выше. Нельзя не учитывать также эффект масштаба, а также то, что турецкое правительство субсидирует экспорт. Помимо этого, еще в 1993 году парламент Турции наложил эмбарго на ввоз армянской продукции. В этих условиях мы можем потерять местное производство»,- считает эксперт.

По его мнению, сегодня идея разблокирования дорог полностью отвечает интересам двух стран – Азербайджана и Турции - ни политические, ни экономические, ни даже гуманитарные интересы Армении здесь никак не учитываются. «Плюсы Турции очевидны – она получает возможность через Азербайджан направлять свои товары в Центральную Азию, а также импортировать свое сырье, в том числе нефть. Армения сегодня не готова к разблокированию коммуникаций. Антиармянская истерия в Азербайджане и Турции препятствует нормальным отношениям, развитию экономических связей Армении с этими странами. Теоретически можно рассуждать о плюсах и минусах разблокирования коммуникаций, но реально говорить об этом сегодня, думаем, преждевременно. Открытие границ грозит экономической экспансией Турции. Экономические возможности Турции дают ей возможность завладеть рынком Армении и вытеснить внутреннего производителя. Вытеснение армянской продукции происходило теневым образом на протяжении многих лет, но если это узаконить, то можно будет констатировать крах экономики Армении»,- продолжил Манасерян. По его словам, властям Армении надо иметь и воспользоваться потенциалом экономической дипломатии.

 «Процесс налаживания экономических связей между Арменией и Турцией нуждается в установлении равных стартовых условий. Они на сегодня неравные для Армении. В данном контексте, по нашему мнению, правительству Армении необходимо добиться контролируемой ситуации, как это было сделано, к примеру, в случае с созданием Евросоюза, который начинался с установления союза угля и стали. Вот с этого надо начинать и Армении, и Турции, и Азербайджану. В противном случае никто не может исключить угрозу нового конфликта»,- считает эксперт.

Он также напомнил и о инициативе регионального сотрудничества «3+3», которая напрямую связана с евразийской интеграцией и увеличением экономических выгод Евразийского экономического союза. «В экспертных дискуссиях по Нагорно-карабахскому конфликту и армяно-азербайджанским отношениям поднимается вопрос о том, что новый переговорный формат может предложить что-то новое для урегулирования региональной ситуации. Т.е. на смену старым переговорным площадкам, которые исчерпали себя психологически и дипломатически и не могут предложить принципиально новых компонентов решения проблемы, приходят новые переговорные площадки. Однако в армянском обществе есть опасения относительно подобных инициатив.

Очень сложно «подружиться» со страной или странами, которые даже не закончили войну против Армении, которые прославляют обезглавливание спящего человека, которые сегодня говорят об открытии транспортных коммуникаций, но не открывают внутренние коммуникации, чтобы люди могли посещать могилы своих родственников в соседних селах. Это чисто гуманитарный вопрос. Для решения этих проблем, прежде всего, необходимо добиться того, чтобы в наших отношениях преобладали честность и справедливость. Имея такой базис, трудно сказать «добро пожаловать в нашу страну, господин Алиев», который даже Ереван считает «исконной азербайджанской землей»»,- замечает эксперт.

При этом он сообщил, что на данный момент разрабатывается законопроект с целью не допустить приобретения турецкими компаниями объектов, имеющих стратегическое значение. «Наша цель не закрывать экономику перед кем-либо, а усиливать ее и повышать конкурентоспособность в этой среде. Важно использовать новые методы и инструменты дипломатии, включая экономическую»,- отметил эксперт.

По его словам, важно также учитывать вопрос о возможных сценариях развития экономической ситуации в стране и степени влияния на нее санкций против главного торгового партнера Армении – России. «Чисто теоретически, Армения может воспользоваться этой ситуацией и найти новые подходы и новые решения. Но для этого она должна серьезно задействовать экономическую дипломатию.

Обеспечивая экономическую безопасность, мы должны задумываться как об уровне конкурентоспособности наших продукций и услуг, так и о том, как их преподносить внешнему миру, на какие рынки их продвигать. Кроме самих предпринимателей — производителей, государство должно так же серьезно заниматься этими вопросами и быть партнером бизнес­-сообществу, активно используя различные инструменты и в том числе серьезную экономическую дипломатию. С одной стороны, нам необходимо диверсифицировать рынки сбыта нашей конкурентоспособной продукции, искать логистические «тропы» к новым рынкам, а с другой – привлекать зарубежные инвестиции и создавать в стране совместные предприятия. Последнее обстоятельство очень актуально сегодня, если мы говорим о партнерстве с Россией, о создании совместных двухсторонних и даже трехсторонних производств на нашей базе для дальнейшего экспорта продукции в третьи страны, в том числе и в страны Европы»,- подчеркнул эксперт. 

По его словам, надо подчеркнуть важность ответственной дипломатической работы, направленной на поиск партнеров по всему миру и на представление сильной позиции Армении в качестве страны, способной служить производственным мостом между Россией и другим миром, и не только Европы. При этом эксперт подчеркивает, что в экономическом, культурологическом и многих других аспектах Армении ближе Россия. «Следовательно, можно скромно посоветовать некоторым кругам найти похожую альтернативу России перед тем как настроить население против нее, отказаться от динамичных экономических связей, не говоря о безопасности и сотрудничестве в науке, образовании и т.д»,- заявляет Манасерян. .

Он также отметил, что экономика Армении не была готова к вводу эмбарго на турецкие товары после 44-х дневной Карабахской войны. «При введении Арменией этих санкций, эффект бумеранга оказался настолько силен, что выдержать это фактически не удалось. Причина тому низкая степень диверсификации как экспорта, так и импорта. Многие турецкие товары могли бы быть замещены товарами из Китая, России, Ирана, но отсутствие альтернатив, как видится, сыграли плохую шутку и множество фирм и людей столкнулись с реальным риском потери доходов»,- заметил Манасерян.

Отметим, что согласно последним официальным статистическим данным прямой товарооборот между Арменией и Турцией в 2019 году составил $270 млн. и это при закрытых границах и отсутствии дипломатических отношений. По независимым оценкам, с учетом реэкспорта через Грузию, реальный импорт турецких товаров в Армению может достигать в этом или следующем году $400 млн. Причем объемы экспорта составляют сотую часть от импорта.

Этот текст доступен на Հայերեն
  • Поделиться: