воскресенье, апрель 28
28 / 4 / 2024
Forbes: Армяно-азербайджанский конфликт может изменить баланс сил в Иране, Турции, России и вплоть до Китая

Forbes: Армяно-азербайджанский конфликт может изменить баланс сил в Иране, Турции, России и вплоть до Китая

Очевидно, никто не хочет обсуждать более глубокую геополитическую борьбу, стоящую за нагорно-карабахским конфликтом, который сейчас вспыхнул снова и оказался на первых полосах газет всего мира, пишет Forbes

«Каким образом история о локализованном анклаве в глубоко изолированной зоне может иметь более широкие последствия с точки зрения глобального баланса сил? Как это может повлиять, скажем, на Китай, Европу или Ближний Восток? Это кажется фантастическим, но то, что происходит между Арменией и Азербайджаном, в особенности по вопросу контроля над Нагорным Карабахом потенциально меняет обширные межконтинентальные отношения. Об этом говорят только соседние страны – если захотят. Некоторые этого не делают, потому что это слон в посудной лавке.  Эта колонка не посвящена историческим обидам или нарушениям прав человека в ходе карабахского конфликта. Они важны, но подробно описаны в других разделах. Чего вы нигде не увидите, так это правильного взгляда на ставки сверхдержав, скрытые в географии.

Внимательно посмотрите на карту Карабаха, выступа Кавказских гор на территории Азербайджана, который в максимальной степени простирается достаточно далеко на юг, чтобы коснуться границы с Ираном. С логистической точки зрения тот, кто контролирует Карабахские высоты, потенциально доминирует на этом чувствительном участке границы, что дает ключ к разгадке кровопролития, длившегося десятилетиями. Эта часть аргументации не может развиваться без серьезного внимания к географическим деталям. Назовем это сказкой о двух коридорах.

Во-первых, Зангезурский коридор. Вдоль ирано-азербайджанской пограничной зоны, над которой возвышаются горы Карабаха, проходит предполагаемый «Зангезурский коридор». Затем коридор проходит через участок территории Армении и, таким образом, напрямую соединяет Азербайджан с Турцией – давно прерванное сообщение, которое две тюркские страны стремятся восстановить. Иранцы против этого. Армяне против этого. Москва выступала против этого. Почему это так важно? Ответ: Потому что «Зангезурский коридор» потенциально является последним отрезком гораздо более длинного маршрута с севера на юг, называемого «Средним коридором», который соединит тюркские республики Центральной Азии с собственно Турцией через Азербайджан. Мы говорим о железнодорожных и автомобильных линиях жизни, а также о различных топливных трубопроводах, которые могут возродить древний торговый путь Шелкового пути, который Москва отрезала два столетия назад при царской России.

 

 

 

За исключением Украины, Центральная Азия является следующим большим геостратегическим событием после окончания войны в Афганистане. Мы освещали важную встречу Байдена с президентами на недавней ГА ООН, форуме под названием C5+1. Речь идет о Туркменистане, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане или С5. В настоящее время весь этот блок фактически окружен Россией, Китаем, Ираном. Но как только вы географически добавите Азербайджан и Турцию, скрытая блокада будет снята. Именно здесь на помощь приходит «Средний коридор», избегающий региональных сверхдержав и соединяющий Центральную Азию с Зангезурским коридором, тем самым создавая прямую магистраль между тюркскими странами (и их природными ресурсами) с внешним миром. Армяне являются единственным геопрепятствием. Поскольку Карабах больше не является тактической угрозой, тюркская артерия стала на шаг ближе к завершению.

 

Но, конечно же, что еще более важно, чем создание независимого торгового пути, новое соединение приведет к возрождению культуры и идентичности «пантюркизма», которая, оставаясь бездействующей на протяжении веков, меняет расчеты власти. Если тюркский блок начнет объединяться и действовать согласованно, появится новая угроза для Ирана, России, Китая, не говоря уже об Армении. В Китае уйгурские турки почувствуют себя более смелыми. В России могут начать отделяться многочисленные тюркские регионы от Татарстана до Бурятии. Иран, прежде всего, почувствует угрозу, поскольку население его собственной азербайджанской провинции захочет объединиться со своими родственниками на севере. Тюркская солидарность – вот почему президент Турции Эрдоган, несмотря на глобальную критику, то посетил Баку, чтобы поздравить президента Азербайджана Алиева с его «победой» в Карабахе.

 

Многим на Западе идея «пантюркизма» может показаться далекой или причудливой, но в соседних странах региона существует древняя наследственная память об этом явлении, страх перед татарскими ордами или гуннами или вторгшимися племенами всадников Аттилы.. Вот почему Китай построил Великую стену. Россияне, например, во многом определили свою историческую идентичность как поглощение, отталкивание и подчинение этого явления и тем самым спасение христианского мира. Отсюда «Святая Мать Россия» и, следовательно, цари  «посланники Бога». В рамках этой миссии Москва на протяжении веков чувствовала себя оправданной в установлении гегемонии не только над своими мусульманами, но и над всем близлежащим христианским населением, от армян и грузин до украинцев. Россияне не могут понять, после всей этой «защиты», почему это население должно хотеть вырваться из-под российского контроля. Разве не они защищали население Украины от крымских татар в XVIII веке? Отсюда внутреннее чувство возмущения Путина всякий раз, когда какая-либо страна ближнего зарубежья предпочитает присоединиться к Западу.

 

Почему же тогда Путин не защитил Армению от Азербайджана во время недавнего разгрома в Карабахе? Почему он принял сторону последнего? Это мультиплексный расчет. Как отмечает в своей статье Амберин Заман, Пашинян является народным демократом «цветной революции», худшей угрозой для собственной власти Путина, особенно если она начнется внутри России. В Грузии он предпочитает иметь дело с такими автократами, как Алиев, Эрдоган и Иванишвили. Далее идет расчет нефти. По мнению Амберин Заман, Азербайджан помогает Путину избежать санкций, продавая российскую нефть под видом бакинской нефти. Особенно через Турцию по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. В конечном счете, Кремль полагает, что он сможет лучше всего контролировать тюркские страны, вступив в сговор с лидерами и системами постсоветского типа для взаимного создания богатства сверху вниз. Китай также рассчитывает, что он может сделать то же самое, помогая создать «Средний коридор» через пекинскую «Инициативу «Пояс и путь», даже несмотря на то, что это позволит прорвать блокаду России, Китая и Ирана. Подобно тому, как российская нефть течет через Баку, китайские товары будут течь через Среднюю Азию в мир, и тюркские республики будут экономически зависеть от Пекина.

Таков расчет Москвы и Пекина. Но это непростая задача, из-за которой можно очень быстро потерять контроль. Большинство комментаторов утверждают, что и Азербайджан, и Армения вскоре выгонят российских миротворцев. Центральноазиатские республики C5 постепенно демократизируются, экономически расширяются и целенаправленно объединяются, чтобы избежать новых видов зависимости от соседних гегемонов. Отсюда и их встреча с президентом Байденом. Добавьте к этому энтузиазм западных нефтяных компаний по поводу альтернативных трубопроводов, и вы получите значительный импульс. Большая часть их надежд связана с турецко-азербайджанской линией вдоль границы Ирана и по территории Армении. Карабах был, но уже не является препятствием для Зангезурского коридора».

Этот текст доступен на Հայերեն
  • Поделиться: