Религиозная секта баталхаджинцев бросила вызов России
В начале ноября появились новые подробности в деле расследования теракта в российском концертном зале «Крокус Сити Холл» в марте 2024 года. В начале ноября следственные органы установили, что руководители секты (религиозного учения) баталхаджинцев (https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/20451 ) имеют непосредственное отношение к организации теракта. Как выяснилось, они не только предоставили оружие и патроны исполнителям преступления, но и, по информации правоохранительных органов, финансировали террористов.
История баталхаджинцев, последователей кавказского религиозного деятеля XIX - начала XX века Батал-Хаджи Белхороева показывает, насколько опасно закрывать глаза на деятельность организаций, использующих различные религиозные учения ради достижения корыстных интересов их лидеров. В одночасье они могут выйти из «подполья» и превратиться в экстремистские и бандитские группировки, жертвами которых могут стать десятки, сотни и даже тысячи ни в чем не повинных граждан. Как известно, в Грузии сегодня это актуальная тема. Возможно, сегодняшний рассказ о деятельности баталхаджинцев, натворивших огромное количество злодеяний в России, заставит наши власти всерьез заняться изучением данной проблемы.
Несмотря на то, что руководители секты баталхаджинцев из Ингушетии были осуждены на длительные сроки заключения, ее члены продолжают совершать кровавые преступления. Именно их следствие считает причастными к очередному покушению на замначальника Центра противодействия экстремизму по Ингушетии Адама Хамхоева. 11 октября 2024 года его машину обстреляли недалеко от города Назрань. Трое охранников Хамхоева погибли, но сам он выжил и ранил одного из нападавших.
Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов назвал целью нападения на сотрудников Центра «Э» дестабилизацию в регионе. «Они стали жертвами бесчеловечного акта, направленного не только против правоохранительных органов, но и против стабильности и безопасности в регионе», - сказал он.
Следственный комитет России продолжает расследовать дело о терактах, совершенных с целью убийства начальника центра по борьбе с экстремизмом МВД по Ингушетии Ибрагима Эльджаркиева. Обвиняемыми по нему проходят 11 человек — члены боевого крыла движения последователей Батал-Хаджи Белхороева (признано террористическим и запрещено в России). Адам Хамхоев проходит по этому делу потерпевшим, и нынешнее покушение на него стало уже пятым по счёту.
Ибрагим Эльджаркиев и его брат были убиты 2 ноября 2019 года в Москве. Преступление было совершено членами секты баталхаджинцев из кровной мести. Тогда же обвинение в данном преступлении «выдвинули в том числе баталхаджинцу Курейшу Картоеву, который в конце июня 2023 года опубликовал видео, сознавшись в убийстве Эльджаркиева и пригрозив родным убитого кровной местью» («Известия», 28 июня 2023).
Организатором убийства Эльджаркиева и нынешнего покушения на Хамхоева может быть Ахмед Белхороев – бывший депутат народного собрания Ингушетии. Он - один из лидеров баталхаджинцев, и сегодня находится в розыске. Деятельность секты также связана с другим ее лидером - Якубом Белхороевым, находящимся в заключении. В конце 2022 года Московский городской суд признал бывшего руководителя Фонда социального страхования России по Ингушетии и главу религиозного клана последователей шейха Батал-Хаджи Белхороева виновным в крупном мошенничестве и приговорил к девяти годам колонии общего режима.
Якуба Белхороева задержали в июле 2020 года в родном селении Сурхахи и сразу же перевезли в Москву, а расследованием уголовного дела занималось Главное следственное управление СКР. Верховный суд России по ходатайству Генпрокуратуры изменил территориальную подсудность дела: в надзорном ведомстве посчитали, что в Ингушетии, где фигурант имеет большое влияние, его объективное рассмотрение будет затруднено. Как установил Мосгорсуд, Якуб Белхороев, занимая пост руководителя регионального отделения Фонда социального страхования, в 2015-2020 годах похитил вверенное ему имущество фонда в размере 18,3 млн руб., незаконно выплачивая пособия по инвалидности себе, а также своим близким и знакомым.
Якуб Белхороев возглавил религиозную организацию, которая отличается закрытостью и жесткой внутренней дисциплиной и объединяет последователей авторитетного среди мусульман Северного Кавказа шейха Батал-Хаджи, после смерти своего старшего брата Султана Белхороева осенью 2017 года. В правоохранительных органах считают, что у этой секты, в которую могут входить несколько тысяч человек, есть так называемая касса взаимопомощи, которая пополняется обязательными для всех сторонников поборами в размере 10% со всех видов доходов, в том числе криминальных.
Убийство Ибрагима Эльджуркаева стало отправной точкой для борьбы с сектой баталхаджинцев, которая на протяжении десятилетий оказывала сильное негативное влияние на политическую и общественную жизнь в регионе. Потомкам шейха Белхороева удалось возвести почитание своего предка в культ, и они стали жить за счёт этого, держа в страхе остальных верующих. В какой-то момент баталхаджинцы были практически во всех властных структурах региона, вплоть до высшего руководства республики. Впрочем, примечателен тот факт, что сами баталхаджинцы причисляют себя к чеченскому роду и не считают себя ингушами.
Баталхаджинцы продвигают тезисы о своей древнейшей национальной и родственной близости к чеченцам и их религиозным ориентирам. Они приводят историю о том, что юного Батал-Хаджи после смерти родителей, когда ему не было и семи лет, сводные братья отдали на воспитание родственникам по материнской линии в Чечне, где он провел 8-9 лет. В то время в Чечне жил и проповедовал кадарийский тарикат Шейх-устаз Кунта-Хаджи Кишиев. Батал стал активным его последователем.
Баталхаджинцы действительно отличаются от мирных ингушей, хотя по национальности они, казалось бы, идентичны. Некоторые говорят об особом темпераменте баталхаджинцев и их частой немотивированной жестокости, хотя на самом деле речь идет об особом воспитании и манерах поведения, которые формируют главари клана у молодежи.
Сильное влияние и ощущение безнаказанности привело к тому, что устранение ненужных людей, торговля наркотиками и другие преступления стали повседневностью в этом клане, превратившемся в организованную преступную группировку. Кстати, убийство высокопоставленного силовика террористы объясняли кровной местью за расстрел в декабре 2018 года одного из лидеров их клана Ибрагима Белхороева, также запятнавшего себя причастностью к убийствам и грабежам.
Борьба с баталхаджинцами на федеральном уровне давала надежду на то, что дни секты сочтены.
Помимо уже упомянутого Якуба Белхороева за решётку отправился Али Белхороев, который «приговорён Мосгорсудом к 20 годам лишения свободы за убийство бизнесмена и спортивного функционера Шабтая Калмановича» (РБК, 13 сентября 2022). Суд констатировал, что этому преступлению предшествовала «тщательная подготовка»: злоумышленники внимательно изучили маршруты передвижения будущей жертвы, а для связи между собой использовали мобильные телефоны и сим-карты, зарегистрированные на посторонних лиц. «Поскольку вердиктом установлено, что подсудимые совершили убийство за вознаграждение, суд квалифицирует их действия как убийство организованной группой по найму (ч. 2 ст. 105 УК РФ), а также как покушение на убийство (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ)». Суд также учел, что Али Белхороев был осужден Московским районным судом Санкт-Петербурга в 2005 году на семь лет лишения свободы за грабеж.
Али Белхороев считался одним из самых «отмороженных» представителей клана. За ним числятся не только грабежи, но и похищения людей, убийства, захват заложников. И хотя он уже находится в местах лишения свободы, следственные органы продолжают расследование ряда преступлений баталхаджинцев, в которых он может оказаться одним из основных фигурантов и получить новые тюремные сроки вплоть до пожизненного. Знакомые с Али Белхороевым говорят, что для него не имеет значения жизнь ребенка, старика, женщины… В отца пошли и его сыновья, которые в 2023 году в московском дворе били палками по головам малолетних девочек.
А бывший председатель контрольно-счетной палаты республики Мустафа Белхороев остался на свободе - по делу о незаконном хранении огнестрельного оружия и боеприпасов Верховный суд Ингушетии заменил ему лишение свободы в колонии-поселении условным сроком. Поэтому говорить о конце клана Белхороевых пока преждевременно. И недавний расстрел в Назрани – очевидное тому подтверждение. Всего, по мнению компетентных органов, за кланом баталхаджинцев числится около 200 убийств.
В начале ноября следственные органы установили, что баталхаджинцы имеют непосредственное отношение к теракту в концертном зале «Крокус Сити Холл» в марте 2024 г. Они не только предоставили оружие и патроны исполнителям преступления, но и, по информации, просочившейся в соцсети, финансировали террористов.
Источники в Следственном комитете России сообщают, что ведомство прорабатывает варианты собрать у себя все дела, по которым обвиняются баталхаджинцы, и создать некое мегарасследование, наподобие тех, что велись в отношении крупнейших российских преступных группировок.